ПОД КОРМОЙ «СОВЕТА»

По озеру ходил огромный теплоход «Совет». За кормой он создавал огромную волну. И вот мы решили проверить её мощь непосредственно за кормой теплохода. Сели в лодку и поехали к идущему теплоходу. Рассчитали так, чтобы въехать на лодке сразу под корму теплохода. Зрелище было ужасное. С боков и снизу зелёная бурлящая вода, а над головой небо. Я успокоился только тогда, когда лодка далеко от теплохода качалась на волне и ясно было, что всё кончилось хорошо.

ЗВЕРИНЕЦ

На улице Рабочей стоит княжеский особняк. В 1917 году он был отобран от владельцев и в нём был размещён зверинец. На нижнем этаже находились: слон, зебры, лошади-пони, верблюды и тюлени. На втором этаже находились медведи: бурый и гризли, обезьяны: макаки, павианы и человекообразные. На третьем — птицы: пеликаны, журавли, лебеди, цапли, страус.
      Третий этаж я не любил. Там всегда дурно пахло, и птицы через решётки старались клювом укусить и втащить тебя в клетку. Самым интересным зрелищем были обезьяны. Они любили угощения, особенно конфеты в рублёвках. Мне всегда доставляло удовольствие их обманывать. Я в рублёвку заворачивал не конфету, а посторонний предмет. Развернув рублёвку, они сначала изучали предмет пробуя на зуб, а потом выкидывали обратно, и, оскалив рот, громко кричали и руками трясли решётку, выражая этим своё неудовольствие.
      Из всех зверей я больше всего любил тюленей. Мне нравились их купание и дружелюбие. Они давали себя погладить и почесать. Особенно мне нравилось, когда они тушили зажжённую спичку или свечу.
      Больших животных я любил смотреть, когда их вели на берег к Набережному саду на водопой. Особенно интересно было, когда какого-нибудь шалунишку рассерженный верблюд оплевал слюной или слон обливал из хобота водой. Затем зверинец был ликвидирован, дом передан кожзаводу.
После реконструкции и ремонта в нём стали жить ИТР кожзавода.
      В этом доме сейчас живёт мой ученик и лучший мой друг, прекрасный телемастер и специалист по ремонту телефонов Размахов Саша.

ПЕКАРНЯ

Моя мама работала пекарем в кондитерском отделе пекарни Троицкого собора. Хорошо мне было тогда. Забегаюсь на улице, кушать захочу и в пекарню. От одного запаха обалдеешь. А тут тебе принесут огромную железную кружку сладкого чая и кучу обливных пряников. Ел до икоты, потом опять гулять, пока мама не кончит свою смену.
      Особенно меня любил угощать дядя Ваня. Однажды я прихожу в пекарню, а дядя Ванн нет. Мужики все месят вручную тесто, около одной дежи никого нет. Вдруг в пекарню вошёл запыхавшийся дядя Ваня, на ходу разделся, подмигнул мне и, проходя мимо, просил подождать. Месил он всегда весело. В его теле чувствовалась большая сила. А здесь смотрю и чувствую, с дядей Ваней что-то не то. Согнулся над дежей и не поднимает голову. Сначала я подумал, что он опять ловит по тесту мышей, которые попадали туда вместе с мукой. Такое и раньше бывало. Пойманных мышей он всегда кидал в печку. А тут и в печку не кидает и не поднимается. Меня разобрал интерес. Я подошёл, приподнялся на цыпочках и заглянул в дежу. Дяде Ване было плохо, его рвало, и капустинки и морковинки замешивались в тесто. Потом он мне сказал, что выпил лишнего, и просил меня, чтобы не проговорился маме, иначе будет беда, его снимут с работы за то, что он был пьяный, и посадят в тюрьму за то, что так сделал, а в хлебе это будет незаметно и никто не узнает, да и ущерба от этой добавки никому не будет.
      Вечером мы все с нетерпением ждали маму со смены. Перед уходом домой она брала горячую буханку ситного хлеба, раздавливала её в лепёшку, затем лепёшку прикладывала под пояс к животу и таким способом доставляла её домой. Хлеб был хотя и клякишем, но нам казался очень вкусным. Хорошо поужинав, все довольные ложились спать, хотя каждый чувствовал за собой нечестность — но такова жизнь.

ВЕЧЕРОМ ОДИН

Мы очень не любили, когда родители уходили на работу во вторую смену. Вечера были длинные, комната освещалась керосиновой лампой. Коля в такие вечера любил рассказывать страшные сказки и истории. Однажды сидим мы возле бельевой корзинки, где спал маленький Юра. Коля рассказывает мне сказку, да так ловко, что я со страху залез под простыню, которой была покрыта корзинка. Юра проснулся и начал плакать. А в это время слышим, кто-то прошёл под окном. Мы притушили лампу, в окне появилась голова мужчины, он стал осматривать комнату. Мы затушили лампу и перебрались в спальню. Мужчина вошёл в коридор и стал ломать замок. Хорошо, что замок был очень крепкий. Он долго с ним возился, но сломать не смог. Вскоре пришли родители с работы, и всё кончилось благополучно.
      А однажды задумали готовить котлеты. Нарезали в кладовке мяса и стали пропускать его через мясорубку. Коля крутит ручку, а я толкаю мясо пальцами. Мы так увлеклись, что смололи мои два пальца. Боль была ужасная. Я никогда не видел столько крови. Мы забинтовали руку, как смогли, и я лёг спать, чтобы родители не узнали. Но не тут-то было. Как только они вошли в дом, сразу поняли, что что-то в доме неладно. Узнав о случившимся, отец съездил за доктором Беляевым К. И., и всё закончилось благополучно.

ЧУТЬ НЕ УТОНУЛ

Я очень любил удить рыбу. Для изготовления удочки требовалось немногое: удилище, леска, поплавок, грузило и крючок. Крючки я обменивал на тряпьё, кости животных, старые калоши у старьёвщика. Для лески приходилось добывать волосы с хвоста лошади, непременно белой масти — рыба такую леску в воде плохо видит и охотно клюёт наживку. Процедура эта далеко не из приятных. Лошади больно, она лягается, да надо, чтобы хозяин не заметил, иначе огребёшь кнута. Затем из волоса надо свить леску и связать свитые участки так, чтобы она не развязывалась на узлах. Пробка для поплавка хороша была от любого сладкого вина. А вот за грузилом приходилось ходить в Набережный сад в стрелковый тир и выковыривать там засевшие в стене свинцовые пули от «мелкашки».
      При изготовлении удочки желательно, чтобы никто не мешал, иначе можно получить неприятности, как это было со мною.
Я привязал крючок и, держа его в руке, пошёл за молотком, чтобы расплющить пулю для грузила. В это время меньшой брат Юра наступил на леску, и крючок мне впился в палец. Я стал его тащить — бесполезно. Отец пробовал  - только палец синеет, а крючок ни с места. Пришлось идти в амбулаторию, и хирург вырезал мне крючок и отдал на память, только вот я его не сохранил, потерял.
      Да и удить рыбу не всегда безопасно. Со мной произошёл такой случай. Иван Николаевич Суравков построил из тёсаного гранита набережную (берег). Его так и называли — Суравков берег. Стою я на гранитной глыбе и любуюсь, как в расщелинах между камней нерестится уклея. Так они быстро и забавно юркают друг возле друга. Вдруг поплавок мой нырнул под воду. Я, неожиданно для себя, нырнул за поплавком. Когда я очутился в воде, то первым делом попытался всплыть, но после всплытия я опустился на дно. При втором всплытии я успел дыхнуть воздуха и опустился опять на дно. При третьем всплытии я не доплыл до поверхности и вдохнул воду, а дальше дышать мне уже больше не хотелось. Я пошёл ко дну вглубь. Сверху светило лучиками солнце. На дне было всё в каких-то кружочках. Я шёл, и в мыслях моих в какие-то считанные секунды проносилась вся моя жизнь. Было очень жаль себя и обидно, что вот я умираю, а мои друзья на улице играют в футбол, и мне было очень жаль мою маму, которая будет очень плакать по мне.
      В это время я почувствовал, что кто-то схватил меня за волосы и потащил вверх — это был мой брат Николай. Он в это время на соседнем берегу ловил рыбу экраном и увидел, как я упал с гранита в воду. Он прибежал, увидел, как я иду ко дну, нырнул и вытащил. Со мной он доплыл до набережной, позвал на помощь. Прибежали люди, помогли вытащить меня, а затем и его.
      Меня откачали, укутали в шубу, принесённую соседом, напоили крепким чаем. Меня сильно трясло, и очень болела голова, но я просил одного, чтобы ничего не говорили родителям. К приходу родителей с работы я оклемался и мне было уже не страшно, если родителям расскажут. Так оно и случилось. Родители ещё не успели придти домой, как сорока на хвосте всё им сообщила. Правда, меня они не наказали, а только немного пожурили. Теперь, на склоне лет, когда я беру воду из озера, я часто смотрю на этот камень, перед которым могла закончиться моя жизнь, и вспоминаю тот злосчастный день.

Rambler's Top100

НАЧАЛО САЙТАRambler's Top100

Федоров Ромил
 © [Осташков], 2006 Все права защищены.