Город Осташков в 17 веке.
Восточные торговые ворота.

Рисунок Б.Ф. Карпова

 

Ветряная мельница на ул. Орловского
Фото отредактировано Карповым Б.Ф.

 

 

Городской сад и гавань

 

 

Знаменская улица

 

Монастырская пристань

Город Осташков
Строительство города
Береговая улица.


   
В 1371 году в летописях появилось название город Кличен, который впоследствии стал называться Осташков.
     Город Осташков стал строиться с восточного берега полуострова. Этому способствовала сама природа. Берег был пологий. с хорошей розой ветров, большую часть времени он защищён от северо-восточного ветра тремя островами: Козий.
Званец и  Вороний. Козий и Званец честно послужили будущему городу. Их Селигер смыл с лика своего, оставив нам два нолья —- Большой и Малый Званец. Так вот вдоль всего северо-восточного берега стали строить дома, навесы, сараи, лабазы, конюшни и всё, что необходимо для жизни. Сюда стал прибывать всякий люд и селиться в этом благодатном месте. Берега от разлива стали укреплять зарубами, рубленными из сосны и загружать диким камнем. Сюда везли всякие товары, ведь других дорог не было, кроме как водой: кругом леса и болота. Везли лес, смолу, лён, коноплю, пеньку, соль и продукты питания: зерно, хлеб, мясо, молоко, рыбу.
    Народ обживался. Образовалась улица Береговая. В то время Береговой улицей называлась вся береговая полоса от полуострова Житный и далее по всему восточному берегу включая улицу Орловского.
    С развитием рыболовства потребовалась непромокаемая одежда и обувь. Это можно пошить из кожи. Только на Береговой улице были построены три кожевенных завода -два на восточном берегу и один на северном. Затем в 18 веке на болотах западного берега полуострова стал строиться Савинский завод. Завод стал выпускать первоклассную кожу хром и юфть. Кожу дубили и вырабатывали на натуральных продуктах   - брёд (ивовая кора), куриные яйца, свиной жир, куриный помёт, глюкоза, известь. Кожа получалась настолько отменная, что её стали покупать в Европе (Нидерланды, Англия). Конкурент оказался настолько сильным, что два завода на восточном берегу Береговой улицы разорились. Корпуса были заброшены. Корпус одного завода я помню, он дожил до моего детства дом № 21 по Орловской улице. Он был деревянный на каменных столбах, а второй стоял на месте, где родители построили наш дом (ул. Орловского, 48). Корпус второго завода был каменный. В этом корпусе передовая интеллигентная молодёжь города оборудовала сцену и открыла театр. В театре ставили скетчи, пьесы, водевили. С открытием театра улицу переименовали в Театральную.
    В 19 в. осташи жили настолько зажиточно, что стали приобретать пароходы. По берегу улицы были построены пять пристаней. В конце улицы, а она состояла из четырёх кварталов, была пристань Чмутова. Пароходник Чмутов привёл с Волги, по Селижаровке, одноколёсный пароход (колесо находилось за кормой парохода) и назвал его «Селигер». Это был «ампир» речного флота. Пароход с густым звуком сигнального гудка и двухцилиндровой машиной. На ходу он пыхтел как паровоз. Он послужил и в царское время и Советам, особенно в годы Отечественной войны. В 80-е годы его разрезали на металлолом.
    Господину Уткину принадлежали два парохода: «Мария» и «Павел» (Островский и Луначарский). Они были копиями друг друга: винтовые, с двумя машинами и режущим носом. Пристань была прямо во дворе дома Уткиных. Здесь были навесы для пассажиров и сарай для грузов и багажа. Кстати, сам господин Уткин дожил до войны и скончался, влача жалкое существование. А в его доме (ул. Орловская, дом № 41) жил первый советский председатель Уисполкома Кочашов и начальник ремонтных мастерских водной пристани Макс Иванович Маурин.
    Филиппов приобрёл пароход «Касатка» (Г. Успенский), Бельтихин «Пчёлку» (Д. Бедный). Нилова Пустынь имела два парохода: «Нил» (большой) и «Нилова Пустынь» (маленький). Был ещё пароход «Осташков»; чей, я не помню.
    Это был век промышленного переворота, век техники, век железных дорог. Все пароходы были пассажиро-буксировочные. На буксире они везли плоты и баржи, а в каютах и на палубе - пассажиров.
    С появлением пароходов, да ещё в таком количестве, город стал расцветать и строиться. Три пожара, когда город выгорел почти дотла, заставили горожан строить сплошь каменные здания. Вот тут-то пароходы и пригодились. Все тяжести, стройматериалы и грузы они взяли на себя. Лес, песок, кирпич, известь стали в огромных количествах доставляться в город. Песок возили на песочных лодках сосницкие мужики (по свидетельству Медова, который ещё ребёнком с дедом работал па весле и на шестах, перегоняя лодку по отмелому берегу). Кирпич вырабатывали с фамильным клеймом пачковские крестьяне. Работал и свой кирпичный завод на Ольшице. Кирпичные дома росли как на дрожжах. Город рос во всех направлениях, наступая на болота.
    В 19 веке в основном все каменные здания города были построены архитекторами Демидовым и Суравковым. Они и жили на Театральной улице. Суравков в доме № 25, Демидов - № 21. Судьба их так близко свела, что они были близки по духу, стилю строительства. Их дома трудно отличить друг от друга. Суравков даже после смерти Демидова достраивал начатые им работы (Знаменская церковь).

    Согласно генеральному плану И. Старова город получился европейского типа с прямыми углами между улицами и переулками. Сама природа помогла этому планированию, ведь полуостров именно так и развёрнут, чтобы дома на нём стояли развёрнутые одним углом на север согласно законам физики по теплоотдаче.
В конце Театральной улицы был заложен Набережный сад. В народе его звали холодный. Был ещё и тёплый сад Воскресенский. Сады были огорожены деревянным забором с двумя воротами.
    Чтобы город обеспечить крупой и мукой, по периметру его строили ветряные мельницы. Строителями были прибалты. Мельницы строились деревянные. Только одна из них была каменная на Театральной улице. Когда был ветер, она работала от ветряка, а когда тихо - от одноциллиндрового керосинового движка. Она была комбинированной, и народ назвал её Кобинат. Это прозвище после стало фамилией эстонцев, которые работали на этой мельнице. Один из семьи Кобинат был не только прекрасным мельником, но и прекрасным мастером по изготовлению струнных инструментов. Четырёхструнная балалайка из карельской берёзы. сделанная по заказу моего отца и сейчас хранится в моём доме как реликвия. Мельница же была перестроена впоследствии под жильё(существует и сейчас дом № 15а по ул. Орловского). Последняя Кобинат умерла в 70-х годах.
    Из ветряных мельниц сохранилась только одна на берегу ул. Орловского, и то переделанная под жильё. Постоянных ветров у нас мало, поэтому на смену ветрякам пришли водяные мельницы, а воды здесь хоть отбавляй. И вот на ручьях и речках стали расти, как грибы, водяные мельницы и нужда в муке отпала. В округе появились Грининская, Сорожская, Крапивенская, Сиговская. Бельковская, Ёмшинская, Княжевская и другие. Даже на острове Хачин, на речке Теменка, что вытекает из Щучьего озера, была построена мельница и обеспечивала своей работой жителей пяти деревень острова. Лучшими мельниками того времени были прибалты. Поэтому хозяевами мельниц были в основном эстонцы. С появлением Тверского мелькомбината все мельницы пришли в упадок и постепенно стали исчезать, оставив о себе на память потомкам фундаменты и водяные дубовые колёса.
А сейчас я вас познакомлю с домом № 50, стоящем в самом конце Театральной улицы. Этот дом принадлежал господам Копайлиным. Они занимались извозом, в основном с Питером. Во дворе был сенной сарай, каретный сарай, конюшни, над которыми была фуражная с двумя сторожками, спальни для извозчиков. Затем этот дом был продан Нагибиным, а у них его в 1917 году отобрали. В нём разместился комиссариат с конным взводом. Место было самое подходящее. Центр города, пустой дом, кони, конюшни. И вот в одной передряге, когда мародёры напали на пакгауз железнодорожной станции, военкома Орловского убили. В память товарища улицу Театральная  переименовали в улицу Орловского. Это имя она носит и теперь.
    На этой улице в 1928 году появился маслозавод (директор Медведев). Он расположился в двух зданиях дома № 46 в одном завод, в другом склад и ледник. Маслозавод выпускал для города и района масло, сыр, сметану, творог, мороженое, казеин для авиационной промышленности. Затем в 1938 году он переехал к пожарной Каланче, а в 1940 году в Житенный монастырь, где и прекратил своё существование.
На улице Орловского жили люди со славными фамилиями:
художники - Коля Филиппов, Гриша Уткин, Гриша Пимешков, Борис Карпов, Юра Карпов; учителя — Мария Бойкова, Татьяна Волкова, Лидия Карпова. Пароходники: Уткин, Бельтихин. Священник Костарев. Мастер по пошиву вытяжных сапог-осташей Талимов. Мастер по изготовлению пружинных матрасов Батасов. Прокурор Смелковский, судья Лукин. Второй секретарь горкома партии Петров. Председатель Райисполкома Седов, председатель собеса Сизов. Зав. РОНО Клюканов. директор финтехникума Лебедев, Врач-лор Гусева Ю. Х., врач-хирург Цирулик, главный экономист Брянской области О. Кузьмина. Эта улица была элитная.
    Город Осташков — это типичный провинциальный город средней полосы России. Я люблю его. Я здесь родился и прожил, можно сказать, всю жизнь.

Rambler's Top100

НАЧАЛО САЙТАRambler's Top100


Федоров Ромил
 © [Осташков], 2006 Все права защищены.


Hosted by uCoz