ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Железную
дорогу в Осташкове построили в 1905
году. Когда её строили, у осташей
ходили разные мысли в головах. Одни
говорили, что будет лучше, другие
наоборот. Город, отрезанный от всего
мира болотами и бездорожьем, жил своей
жизнью. Всё, что производилось в
деревне, возилось на рынок в город,
поэтому рынок был перенасыщен
сельхозпродуктами и беден промтоварами.
С появлением железной дороги рынок
изменился, стал меняться и город.
Октябрьскую железную дорогу строили как
стратегическую, строили на века. Она
была двухпутка. Её тщательно охраняли
военные. На мостах днём и ночью стояли
часовые, которые жили в казармах,
построенных при мостах. В 1941 году с
подходом немцев к Осташкову все пути
были разобраны и увезены. Емшинский мост
был взорван. Рудинский был подготовлен к
взрыву. Но тут в январе началось
наступление наших войск, и пришла пора
восстановления железной дороги. Штаб
восстановления находился в Осташкове на
Ленинской улице в доме Репиных, а
напротив, рядом с магазином
расположилась селекторная, по которой
шла связь об очередном налёте вражеской
авиации. Немцы не давали восстанавливать
железную дорогу и постоянно бомбили
станции Осташков, Казино и Чёрный Дор.
Восстанавливать стали от Бологое до
Пено. Я в то время работал по
рекомендации Горкома комсомола
(секретарь Запутряева В. А.)
чертёжником. Восстанавливали дорогу
быстро вслед за наступающими войсками,
но и бомбили её почти каждый день. На
торфболоте была установлена зенитная
артиллерия, но толку от неё было мало.
Наша авиация была ещё слаба. Мне
запомнился один случай, о котором не
могу не рассказать. Дома было холодно,
дров не было, а в огороде стоял засохший
от морозов огромный ясень. Отец попросил
меня с пилой забраться на дерево и
отпилить там сук. Я забрался на дерево и
только приладился пилить, как со стороны
Ронского послышался авиационный шум,
летела немецкая авиация. Самолёты при
подлёте к городу разделились на три
группы. Одна группа стала бомбить
станцию Осташков, другая разъезд Казино,
третья — Чёрный Дор. Сбросив свой груз,
немцы полетели обратно. Со стороны
смотреть на это зрелище было интересно и
жутковато. На станции горели цистерны с
горючим, которого так не хватало фронту.
Видно было, как их растаскивали подальше
друг от друга. В небе стоял чёрный чад и
характерный запах нефтепродуктов. Но
самое главное оказалось впереди. Со
стороны Чёрного Дора возвращался
одинокий бомбардировщик. К нему
подлетели два наших истребителя, зажали
в клещи и стали сажать на озеро.
Бомбардировщик послушно пошёл на посадку
и даже приглушил моторы. Наши спокойно
его сопровождали. И вот перед самым
льдом озера бомбардировщик включает все
четыре двигателя и даёт форсаж, а сам
разворачивается носом кверху и со
страшным рёвом моторов вертикально идёт
вверх. Наши лётчики даже растерялись,
это было заметно по всему. Вверху была
огромная снеговая туча. Какое надо иметь
мастерство, мужество и веру в свою
технику, чтобы такой мощный самолёт
унести в снеговую тучу и скрыться. Наши
истребители сколько не летали, найти
бомбардировщик так и не смогли.
ПАМЯТНИК ПАРТИЗАНАМ
Партизанское движение в Осташковском
районе было не таким как в Белоруссии,
но всё же оно было. Размещался отряд на
Володарской улице в здании Ветеринарного
техникума. Основная работа была
разведывательная. Разведчики чаще всего
и гибли. Так погибли мои одноклассники
Игорь Глинский, Саша Акимов, Павлик
Пчельников, Игорь Линчевский и другие.
Наша бравада «мы немцев шапками
закидаем» привела к тому, что в первом
же наступлении отряд водников был
окружён и уничтожен полностью. С
наступлением наших войск в январе 1942
г. партизаны ушли на запад бить врага,
но так как партизанское движение
зародилось в Осташкове, осташи, (ещё не
кончилась война) решили отметить это
памятником и стали собирать деньги. Был
собран 1 млн. рублей и сделан заказ
скульптору Тенета, который прибыл в
Осташков и прямо с натуры стал создавать
образы будущего памятника. Осташи —
народ суровый, трудолюбивый, выросший в
озёрно-лесной природе, приветливый и
гостеприимный, автору очень понравились,
что не могло не сказаться на памятнике.
Памятник создавался в Москве из глины в
натуральную величину. Работа была у
автора любимая, а посему и творческая,
шла быстро. И вот когда был положен
последний кусок глины, у заказчика не
оказалось денег. Шедевр стоял, заказчик
молчал. Зимой на Торговой площади на
месте снесённого собора была поставлена
армейская палатка и ряд инструментов.
Говорили, будут строить памятник
партизанам. Затем, весной, как всё
появилось, так всё тихо и исчезло.
Шли годы, автор не знал, что
делать с памятником. Случайно об этом
узнали члены чехословацкой делегации,
которые посетили мастерскую Тенеты. Они
предложили купить памятник. Об этом
торге стало известно в Осташкове. И
тогда председатель Горсовета Беликова,
очень пробойная и активная женщина,
взбудоражила весь район и область.
Деньги были собраны вторично и с
памятника были отгипсованы его фрагменты
и отправлены на завод для
гальванопластики. Затем в деталях их
доставили в Осташков. Все земляные и
бетонные работы выполняли заключённые.
Памятник был открыт 31 августа 1958
года при большом стечении народа.
Это один из лучших памятников,
построенных партизанам в России.
А тайна исчезнувших денег так и
остаётся тайной. Хотели судить
Полетаева, но отказались, так как
замешана была вся власть. И осташи не
могут простить партизанам зарева пожарищ
сожжённых деревень на острове Хачин —
Степановщины, Ласкарёвщины, Волоховщины,
Хретень, Конева и на материке — Картунь,
Слободы, Николо-Рожка, Новых Елец и
других. В этом пусть разберётся история.
Нужно ли их было сжигать и при том
обманным путём, оставив народ на
вымирание? Было предложено оставить всё
вплоть до скота и уйти в лес. Люди
поверили и остались ни с чем. Огонь —
это зверь, который ничего не щадит,
пожирая всё. Вот почему в Осташкове имя
партизанки Сони Тарелкиной звучит как
нарицательное. Она руководила этими
поджогами. И народ её не поддерживал.
Местные власти хотели поставить
памятник на месте бывшего храма, но
автор воспротивился и памятник поставили
по его желанию. В городе деревьев не
было, их только начали сажать. Тенета
хотел памятник поставить на фоне еловой
стены, как бы олицетворяя суровую
партизанскую лесную жизнь, но он тогда
не был бы виден с Евстафьевской улицы.
От этой мысли ему пришлось отказаться.
Надо отметить, что важную роль в
создании памятника и можно сказать во
всей культурной жизни города сыграли
директор кожзавода Смелков и директор
предприятия «Звезда» Недошивин.
В связи с ростом окружающих
деревьев памятник теряет свою
монументальность и красоту. Пожелания
автора были таковы, чтобы деревья
периодически сменялись.
|