ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

      Железную дорогу в Осташкове построили в 1905 году. Когда её строили, у осташей ходили разные мысли в головах. Одни говорили, что будет лучше, другие наоборот. Город, отрезанный от всего мира болотами и бездорожьем, жил своей жизнью. Всё, что производилось в деревне, возилось на рынок в город, поэтому рынок был перенасыщен сельхозпродуктами и беден промтоварами. С появлением железной дороги рынок изменился, стал меняться и город. Октябрьскую железную дорогу строили как стратегическую, строили на века. Она была двухпутка. Её тщательно охраняли военные. На мостах днём и ночью стояли часовые, которые жили в казармах, построенных при мостах. В 1941 году с подходом немцев к Осташкову все пути были разобраны и увезены. Емшинский мост был взорван. Рудинский был подготовлен к взрыву. Но тут в январе началось наступление наших войск, и пришла пора восстановления железной дороги. Штаб восстановления находился в Осташкове на Ленинской улице в доме Репиных, а напротив, рядом с магазином расположилась селекторная, по которой шла связь об очередном налёте вражеской авиации. Немцы не давали восстанавливать железную дорогу и постоянно бомбили станции Осташков, Казино и Чёрный Дор. Восстанавливать стали от Бологое до Пено. Я в то время работал по рекомендации Горкома комсомола (секретарь Запутряева В. А.) чертёжником. Восстанавливали дорогу быстро вслед за наступающими войсками, но и бомбили её почти каждый день. На торфболоте была установлена зенитная артиллерия, но толку от неё было мало. Наша авиация была ещё слаба. Мне запомнился один случай, о котором не могу не рассказать. Дома было холодно, дров не было, а в огороде стоял засохший от морозов огромный ясень. Отец попросил меня с пилой забраться на дерево и отпилить там сук. Я забрался на дерево и только приладился пилить, как со стороны Ронского послышался авиационный шум, летела немецкая авиация. Самолёты при подлёте к городу разделились на три группы. Одна группа стала бомбить станцию Осташков, другая разъезд Казино, третья — Чёрный Дор. Сбросив свой груз, немцы полетели обратно. Со стороны смотреть на это зрелище было интересно и жутковато. На станции горели цистерны с горючим, которого так не хватало фронту. Видно было, как их растаскивали подальше друг от друга. В небе стоял чёрный чад и характерный запах нефтепродуктов. Но самое главное оказалось впереди. Со стороны Чёрного Дора возвращался одинокий бомбардировщик. К нему подлетели два наших истребителя, зажали в клещи и стали сажать на озеро. Бомбардировщик послушно пошёл на посадку и даже приглушил моторы. Наши спокойно его сопровождали. И вот перед самым льдом озера бомбардировщик включает все четыре двигателя и даёт форсаж, а сам разворачивается носом кверху и со страшным рёвом моторов вертикально идёт вверх. Наши лётчики даже растерялись, это было заметно по всему. Вверху была огромная снеговая туча. Какое надо иметь мастерство, мужество и веру в свою технику, чтобы такой мощный самолёт унести в снеговую тучу и скрыться. Наши истребители сколько не летали, найти бомбардировщик так и не смогли.

ПАМЯТНИК ПАРТИЗАНАМ

      Партизанское движение в Осташковском районе было не таким как в Белоруссии, но всё же оно было. Размещался отряд на Володарской улице в здании Ветеринарного техникума. Основная работа была разведывательная. Разведчики чаще всего и гибли. Так погибли мои одноклассники Игорь Глинский, Саша Акимов, Павлик Пчельников, Игорь Линчевский и другие. Наша бравада «мы немцев шапками закидаем» привела к тому, что в первом же наступлении отряд водников был окружён и уничтожен полностью. С наступлением наших войск в январе 1942 г. партизаны ушли на запад бить врага, но так как партизанское движение зародилось в Осташкове, осташи, (ещё не кончилась война) решили отметить это памятником и стали собирать деньги. Был собран 1 млн. рублей и сделан заказ скульптору Тенета, который прибыл в Осташков и прямо с натуры стал создавать образы будущего памятника. Осташи — народ суровый, трудолюбивый, выросший в озёрно-лесной природе, приветливый и гостеприимный, автору очень понравились, что не могло не сказаться на памятнике. Памятник создавался в Москве из глины в натуральную величину. Работа была у автора любимая, а посему и творческая, шла быстро. И вот когда был положен последний кусок глины, у заказчика не оказалось денег. Шедевр стоял, заказчик молчал. Зимой на Торговой площади на месте снесённого собора была поставлена армейская палатка и ряд инструментов. Говорили, будут строить памятник партизанам. Затем, весной, как всё появилось, так всё тихо и исчезло.
      Шли годы, автор не знал, что делать с памятником. Случайно об этом узнали члены чехословацкой делегации, которые посетили мастерскую Тенеты. Они предложили купить памятник. Об этом торге стало известно в Осташкове. И тогда председатель Горсовета Беликова, очень пробойная и активная женщина, взбудоражила весь район и область. Деньги были собраны вторично и с памятника были отгипсованы его фрагменты и отправлены на завод для гальванопластики. Затем в деталях их доставили в Осташков. Все земляные и бетонные работы выполняли заключённые. Памятник был открыт 31 августа 1958 года при большом стечении народа. Это один из лучших памятников, построенных партизанам в России.
      А тайна исчезнувших денег так и остаётся тайной. Хотели судить Полетаева, но отказались, так как замешана была вся власть. И осташи не могут простить партизанам зарева пожарищ сожжённых деревень на острове Хачин — Степановщины, Ласкарёвщины, Волоховщины, Хретень, Конева и на материке — Картунь, Слободы, Николо-Рожка, Новых Елец и других. В этом пусть разберётся история. Нужно ли их было сжигать и при том обманным путём, оставив народ на вымирание? Было предложено оставить всё вплоть до скота и уйти в лес. Люди поверили и остались ни с чем. Огонь — это зверь, который ничего не щадит, пожирая всё. Вот почему в Осташкове имя партизанки Сони Тарелкиной звучит как нарицательное. Она руководила этими поджогами. И народ её не поддерживал.
      Местные власти хотели поставить памятник на месте бывшего храма, но автор воспротивился и памятник поставили по его желанию. В городе деревьев не было, их только начали сажать. Тенета хотел памятник поставить на фоне еловой стены, как бы олицетворяя суровую партизанскую лесную жизнь, но он тогда не был бы виден с Евстафьевской улицы. От этой мысли ему пришлось отказаться.
Надо отметить, что важную роль в создании памятника и можно сказать во всей культурной жизни города сыграли директор кожзавода Смелков и директор предприятия «Звезда» Недошивин.
      В связи с ростом окружающих деревьев памятник теряет свою монументальность и красоту. Пожелания автора были таковы, чтобы деревья периодически сменялись.


 

Rambler's Top100

НАЧАЛО САЙТАRambler's Top100


Федоров Ромил
 © [Осташков], 2006 Все права защищены.


Hosted by uCoz