ХРАМЫ
Основной красотой города являются
храмы. Особенно Троицкий собор и
Знаменская церковь.
После 1917 года священнослужителей
отправили в лагеря Сибири. Церкви стали
закрываться. С церквей стали снимать
колокола, кресты. Церковное имущество
распродавалось на аукционах. С
художественных произведений смывали
золото. В церковных зданиях стали
размещать склады или организации. В
Воскресенском храме — склад, в Троицком
соборе – хлебозавод, в Житенном мужском
монастыре — маслозавод, Преображенскую
церковь взорвали, в Знаменской -
городской музей и мучной склад, в
Крестовоздвиженской на кладбище —
механический техникум, в Рогоже МТС, в
Ниловой Пустыни — репрессивные лагеря.
Так было до 1944 года, пока
Великому вождю не пришло в сознание, что
без религии русскому народу не победить
врага. И в Союзе вновь стали открывать
церкви.
В 1947 году я, вернувшись с
фронта, работал художником в городском
Драмтеатре и клубе Кожзавода. Завхозом
там был Рясенский Нил Фёдорович. Я знал,
что он священник и что он сидел за это в
тюрьме. В 1947 году я видел, как к нему
зачастили с визитами монашки Знаменского
монастыря. А однажды пришла целая
делегация. Я спросил у него, в чём дело?
Он ответил, что пришли просить его
принять сан священника и открыть службу
в Знаменском храме. С ответом он
воздержался, боялся опять попасть в
тюрьму. Я ему посоветовал принять сан,
ведь сам Сталин разрешил. Через
несколько дней он пришёл ко мне домой и
сообщил, что он дал согласие и попросил
меня помочь ему в художественной
реставрации храма. Я позвал ребят, и мы
приступили к работе. Надо было заново
оформлять Царские Ворота и настенную
живопись. Монашки вам охотно помогали,
несли всё, вплоть до книжечек с
листочками золота и серебра.
Летом приехали артисты
Ленинградской оперетты. Срочно надо было
дать рекламу. Ко мне домой прибежал
нарочный. Моя мать сказала, что дома
меня нет, и что я работаю в церкви. Я
тогда уже был членом партии. Директор
Арсюкова не поверила и решила проверить.
Она пришла в церковь вместе с худруком,
который в армии работал в политотделе.
Рекламы я написал, оперетты прошли
успешно, но на ковёр в Горком партии я
угодил. Первым тогда был Завьялов Павел
Федотович. На бюро все смотрели на меня
как на зверя.
Мне задали вопрос:
— Правда ли, что Вы работаете в церкви?
— Да!
— Что Вы там делаете?
— Рисую богов.
— А Вы разве не знаете, что это
наглядная агитация?
— А мне всё равно Бога рисовать или
чёрта, лишь бы деньги платили.
Здесь я понял, что допустил
ошибку. Почти все присутствующие
встрепенулись. Тогда первый говорит:
— Значит, тебе будет платить враг, ты и
на врага будешь работать?
Я ответил, что всё понял и с этой
минуты я больше шагу не сделаю на порог
церкви. Отделался я легко, сделали
замечание.
Я объяснил ребятам ситуацию, и они
работали без меня. Хотя я был в курсе
всех событий, которые происходили в
церкви. Приехал художник из Калинина. В
церкви написали не только внутреннюю
живопись, но и наружную. Повесили
колокола, поставили кресты. Здание
покрасили. Народ не жалел денег. Поднос
за каждую службу уносили несколько раз
заполненный деньгами. Церковь
восстанавливалась и крепла. Народ налил
в неё валом, осташи любили своего
пастыря. Видя такое развитие событий, по
рекомендации Горкома партии Нила
Фёдоровича добровольно-принудительно
перевели служить в Котицы, а в городе
поставили «чёрного попа», бывшего
офицера Советской Армии (Владимира).
Народ к нему на службу не стал ходить, а
ходили пешком в Котицы. Тогда священнику
Рясенскому предложили уехать в
Свердловск, что он и сделал. А в
Осташков прибыл Шуста В. И., который
теперь является игуменом Ниловой Пустыни
(Вассиан).
Хотелось бы отметить, что все
художественные работы по росписи
Знаменской церкви проведены художниками
Лачиным Леонидом и Петуховым Виктором,
уроженцами Осташкова.
РАКЕТЫ
В 1946 году в Осташков прибыла
достаточно большая группа немецких
специалистов по производству ракет.
Немцы прибыли семьями с жёнами и детьми.
В их задачу входило усовершенствование
ракет ФАУ-2. Их разместили на острове
Городомля в зданиях бывшего ящурного
института. Работали они свободно, без
охраны. Два раза в неделю приезжали в
город за продуктами. Платили хорошо.
Продукты брали ящиками, корзинами,
бидонами. Летом мужчины ходили в шортах,
женщины в брюках, что было в то время
для осташей очень странно. Любимым
магазином у них был магазин напротив
памятника Ленину. В нём работал
продавец, который хорошо знал немецкий
язык. Они закупали у него всё. Работали
они у нас медленнее, но хорошо, строго
по времени. Начинали в 9.00 часов, в
12.00 часов оставляли всё на месте и шли
обедать. Затем работали до 17.00 часов.
Жили они лучше, чем мы. Кроме ФАУ-2, они
вели работу по созданию авиационного
двигателя для реактивной авиации. Когда
проводили испытания на стенде, то это
хорошо было слышно в городе. В свободное
время немцы отдыхали на воздухе: гуляли,
купались, загорали. Они даже полюбили
нас, нашу русскую душу. Очень скучали по
Родине. Уехали они только в июле 1953
года.
Одновременно, в городе были и
другие немцы.
В 1945 в Осташков пригнали
военнопленных немцев для работы по
восстановлению города. Они работали на
торфоболоте в карьерах по добыче торфа,
в городе по разборке завалов щебня от
Преображенской церкви, по ремонту школ и
зданий государственных учреждений.
Работа была тяжёлая, кормили плохо. Они
часто болели и умирали, хотя у них был
свой госпиталь (финансовый техникум).
Было своё кладбище (рядом с
захоронениями советских солдат). У них
была своя футбольная команда (осташи у
них выигрывали), свой театр. Они хорошо
выступали на смотрах и на концертах в
ДК. В Кожзаводе делали хорошие яхты и
соревновались по парусному спорту. По
городу ходили вольно. Директором их
госпиталя был капитан Смолин Владимир.
|