ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР


     
Родиной театра считается Древняя Греция. Там он возник при храмах, а потом распространился по всей планете. В Осташкове театр возник 200 лет назад, на ул. Береговой, по восточному берегу, в одном из заброшенных зданий кожевенного завода, в 100 метрах от Набережного сада. Передовая молодёжь г. Осташкова отремонтировала это здание и организовала в нём театральное представление. Любителей театральных представлений оказалось достаточно много, и театр получил право на жизнь. Он стал центром всей культурной жизни города.
      Театр находился между двух городских садов и трёх храмов. Рядом с базаром, торговыми рядами и магазинами. По берегу были построены пристани, гавани, веранды для пассажиров и пакгаузы для грузов, Вальский столп и ветряная мельница, как в Амстердаме. По всей улице были построены каменные дома. Участки к пристаням покрывались каменным покрытием из мелкого булыжника, что немаловажно было для города, построенного на болотах. Вся береговая линия по урезу воды была разделена на участки, имеющие свои названия: Калин берег, Чмутова пристань, Пимешков берег, Уткина пристань, Суравков берег (это был самый благоустроенный участок. На нём была построена набережная из тёсаных блоков серого скандинавского гранита), Батасов берег, Филиппова пристань, Гляухин берег, Бельтихина пристань, Чайкин берег и Нилова пристань.
      К пристаням причаливали пароходы: «Селигер», «Мария», «Павел», «Осташков», «Касатка», «Пчёлка», «Нилова Пустынь», «Нил». Они работали день и ночь. Они возили народ и грузы со всего района и даже ходили по Волге во Ржев и Тверь. По сравнению с парусниками это было интересно и выгодно.
      Это было время расцвета города.
      В 1820 году осташей осчастливил царь Александр I. Он посетил Нилову Пустынь, а два года спустя Великий Князь Константин Константинович Романов на пароходе «Нилова Пустынь» путешествовал по Селигеру, отчего имел великое удовольствие. Это был, как мне рассказывала моя мама, «золотой век» для Осташкова.
      Когда театр вырос в достаточно большую структуру, был поставлен вопрос о строительстве театрального здания. Под руководством местных архитекторов Суравкова и Демидова был взят подряд на его строительство. Место для его строительства было отведено около пожарной каланчи. Сначала была построена центральная часть здания, которая соответствовала всем театральным нормам. Были построены сцена с оркестровой ямой, 2 мизансцены для высоких гостей, бельэтаж, зрительный зал и центральное фойе с уборными и вешалками. Потом было построено два боковых фойе и хозяйственные помещения, и театр принял современный вид. Характерной особенностью театра было то, что в нём ставились самые передовые произведения искусства. В театре была характерная особенность: сцена от зрительного зала открывалась снизу вверх, что удивляло приезжих артистов. Они говорили, что это единственный театр в России, где сцена открывается вертикально. А дело было в том, что сцена отгораживалась от зрительного зала огромным полотном, на котором была написана клеевыми красками огромная картина, в центре которой на колоннах стояла ротонда, а вокруг раскинулся пейзаж древнегреческой архитектуры. Чтобы не испортить картину, занавес был прицеплен к центру горизонтали и, поднимаясь вверх, он складывался вдвое, и сцена была открыта. В те времена сцена была поворотная и расположена на круглом полу. Легко поворачивалась и между актами затрачивалось незначительное время. Под сценой находились столярная и художественная мастерские. Гримировочная находилась рядом со сценой. Весь реквизит готовился в мастерских. Декорации готовили очень тщательно, применяя способ аппликации. На рыбацкие сети нашивались цветы, листья и травы. На сцене были 3 воздуха. Один голубой, другой розовый, и третий чёрный. Столярная мастерская изготовляла из фанеры и папье-маше различные архитектурные сооружения (дворцы, памятники). Всё это со сцены великолепно смотрелось. Освещение в театре было свечное, затем ламповое, что было опасно. Но во время представлений и репетиций на сцене всегда находились пожарные, поэтому театр ни разу не горел. В театре ставились «Горе от ума» Грибоедова, «Тартюф» Мольера. В театре была большая прислуга, которая обеспечивала нормальную его работу.
      В 1941 году театр эвакуировался со всей труппой и в Осташков больше не вернулся. Он остался в Кимрах и дал начало порождения нового Кимрского театра. Но Осташи, любящие театральное искусство, на этом не успокоились. В 1944 году, как только театральное здание освободилось от госпиталя, сразу же стали создавать новую труппу. Это в основном из любителей театрального искусства, и театр в конце 1945 года заработал вновь. Директором театра была Арсюкова Елизавета Игнатьевна. Художественным руководителем Евстафьев Георгий Иванович, кассиром театра Берёзкина Анна Михайловна, работником по вешалке Горбунова. Рабочим по сцене Тюлев Алексей Иванович.
      Перед войной самым замечательным художником театра был Пимешков Александр Иванович и Филиппов Николай. Перед самой войной в театр поступил работать Хрипов Коля, очень талантливый был человек! Но жизнь его сложилась трагически. В 1941 году на 1 Мая театру был заказан портрет Сталина, он должен был стоять на площади и являться как бы фоном праздничной трибуны. Портрет писал Хрипов Коля. Большой холст, размером 8 на 6 метров, он расстелил на паркетном полу зрительного зала театра и стал писать сухой кистью. Писал он его всю ночь, так как утром портрет должен был быть вывешен. И вот готовый портрет утром установили на двух семиметровых столбах на площади рядом с бульваром. Трибуна тогда была около бульвара. В суматохе никто не разглядел, но потом нашлись люди, которые присмотрелись и заметили клетки, оставленные паркетом. Особенно стало заметно, когда солнце стало светить на портрет. На портрете с задней стороны стали проявляться клетки, и получилось так, что как будто Сталин находится за тюремной решёткой. Колю арестовали и с тех пор Коля исчез. Так трагически закончилась жизнь талантливого художника театра. В 1945 году театр возобновил свою работу. Вновь созданная труппа была очень талантлива. В неё входили такие самодеятельные артисты как Нагибин Олег, Карпов Борис, Юрков Евгений, Баранова Валя (танцовщица), Петрова Фаина, Барулина Любовь, Алексеева Зоя (это была красивая, талантливая, умная женщина, когда её фамилия печаталась на афишах, то аншлаг в театр был обеспечен. Эта женщина с трагической судьбой. Она умерла, можно сказать, прямо на сцене, после одного из спектаклей), семья Григорьевых (отец, мать и двое детей), Якушенко. Огурцов и суфлёр Веригина. Это была последняя труппа театра. Ей были поставлены пьесы советских драматургов. Самой первой пьесой была «Слава» Гусева. Пьеса прошла с большим успехом, и поэтому театральные работники, вдохновлённые этим успехом, приступили к постановке второй пьесы «За тех, кто в море» С. Лавринева.
      Потом были поставлены пьесы «Таня» Арбузова, «Приезжайте в Звонковое», «Сын». В пьесе «Сын» было показано разрушение советской семьи в послевоенное время. Не было ни одного выступления этой пьесы, чтобы зрительный зал не плакал. Поэтому идеологический отдел горкома запретил театру ставить эту пьесу. На все постановки наголодавшийся духовно за годы войны народ ходил валом. Билеты всегда были проданы под аншлаг. И даже стоячие места тоже были проданы. Декорации на сцене настолько часто готовились художниками, что во время открытия занавеса зрительный зал вставал и продолжительными аплодисментами требовал выход на сцену мастера, который так прекрасно оформил сцену. Последним художником городского драматического театра был Карпов Борис Фёдорович. Труппа просуществовала 5 лет.
      Театральная труппа г. Осташкова выезжала на гастроли в Москву, Ленинград, Великие Луки, Фирово, Медведево и Калинин. В то же время, в Осташков приезжали артисты  из Москвы, Ленинграда и малых городов России.
      Особенно любили наш театр артисты оперетты города Ленинграда.
В 1948 году на сцене театра стажировался две недели танцевальный ансамбль «Берёзка», созданный в г. Калинине. После стажировки они уехали в Москву на молодёжный фестиваль народного творчества. Там они получили широкую известность и остались в Москве навсегда под руководством Моисеева.
      Как играли артисты последней труппы, можно судить по следующим фактам.
      И вот однажды во время игры на сцене Калининского ТЮЗа можно было слышать, как люди говорили: «Вот это играют! Лучше, чем настоящие артисты». Эти слова, услышанные со сцены, были самым лучшим подарком для актёров провинциального театра.
      Однажды, когда я был в служебной командировке в Смоленске, надо было возвращаться в Осташков. Поезд был проходной, билетов не было, стоянка 2 минуты. И я решил возвратиться в гостиницу. Вдруг я услышал за спиной голос: «Гриша, Гриша Незнамов!». Я не знал, кому кричат, но обернулся. Проводница машет мне рукой и зовёт к поезду. «Садитесь, я вас довезу». Я подошёл и сказал, что я не Гриша, а она ответила: «Я вас знаю, Вы Гриша Незнамов, Вы выступали у нас в театре, в пьесе «Без вины виноватые». Это приятно было слышать от зрителя, и я благополучно доехал до Осташкова.
      Театр, в основном, посещала степенная публика большой культуры, поэтому в стенах театра всегда был театральный настрой. Молодёжь города любила посещать железнодорожный клуб «Спартак» («Чудильник ») и клуб кожзавода. Там было им намного вольготнее.
      В 1950 году театр прекратил своё существование. Вся документация и здание были переданы дому культуры.
Свою любовь к театру жители города проявляют и теперь. Они все торжественные собрания, посвящённые дню красного календаря, проводят в стенах театра.

Rambler's Top100

НАЧАЛО САЙТАRambler's Top100


Федоров Ромил
 © [Осташков], 2006 Все права защищены.


Hosted by uCoz