АРХИТЕКТОР СУРАВКОВ И. Н.
Недалеко от нашего дома жил Иван Николаевич Суравков.
Жил он в большом каменном доме, занимал левое крыло. В
здании находилась почта и магазин. Иван с детства полюбил
кирпичную кладку, изучал работы старинных мастеров и много
работал. Когда наступила пора зрелости, собрал бригаду и
стал брать подряды на постройку кирпичных зданий в Осташкове
и его окрестностях. Под его руководством построены церкви на
истоке Волги, в Святом и Знаменском монастыре и много домов
в городе. Его творения отличались от других авторов своей
кирпичной вязью и ажурностью.
В 1930-е годы, когда работники НКВД пришли его
арестовывать, он чёрным ходом ушёл через озеро в деревню
Уницы. Там у него был построен постоялый двор на дороге в
Святое и Чёрный Дор. А оттуда он уехал в Ленинград, где умер
в декабре 1941 года во время блокады.
ПОЖАРНОЕ ДЕЛО
Осташков всегда славился и гордился своей пожарной
командой. Почему же в Осташкове пожарному делу придавали
такое значение? да дело в том, что город, имея такую плотную
деревянную застройку, полностью сгорал два раза и часто имел
локальные пожары. Осташи боялись пожара и придавали
пожарному делу исключительно большое значение. Особое
внимание уделял этому делу голова города Савин Ф. К. и его
семья.
Скончался Ф. К. Савин при следующих обстоятельствах.
Загорелся дом Крестовых, а Крестовы были хорошими друзьями
Савиных. Фёдор Кондратьевич любил одну из дочерей Крестовых,
хотя сам был женат. Когда известие о том, что горят
Крестовы, дошло до него, он срочно собрался и приехал на
пожар. На Миллионной улице уже горело пять домов. Дом
Крестовых сгорел дотла. Крестов был опечален. Тогда Фёдор
Кондратьевич подошёл к нему и сказал: «Не горюй, Миша, денег
на дом я тебе дам». Он возвратился на бульвар, где стояла
его пролетка, и с ним случился удар, он скончался.
Благодарные осташи поставили впоследствии каменную стелу в
память о хорошем человеке. Стела стояла при входе на второй
бульвар. В 1936 году по воле нехороших людей её снесли, как
признак буржуазии. Разговор Фёдора Кондратьевича с Крестовым
был передан жене Савина. Орловой Прасковье Ивановне. Она
выделила деньги Крестовым на постройку каменного дома,
который и был построен на месте сгоревшего. Кроме этого, в
память о пожаре Прасковья Ивановна выделила деньги на
постройку часовни, что стоит на ул. Евстафьевской.
Пожарное дело осташи любили и вступали добровольно в
пожарную команду целыми Семьями. Примером может служить
семья Пимешковых. Красиво было смотреть на пожарных, когда
они проводили на городской площади учения с тушением пожара
или когда по специально ложному вызову выезжали тушить
пожар.
Сама форма привлекала людей, особенно каски. Сначала
была конная тяга. Затем, в 1932 т появился первый
автомобиль, краса и гордость Осташкова, а в 1936 году первая
«полуторка», за которой мы, ребята, бегали сломя голову, с
удовольствием дыша отработанными газами.
На каланче колокол всегда исправно отбивал часы, в случае
пожара вывешивались шары - указатели направления пожара и
раздавался пожарный перезвон, а из депо выезжали с
перезвоном пожарные, и весь город стремился на пожар. Жители
ходили на пожар не на смотрины, а тушили кто чем мог, имея
при себе вёдра, багры, лопаты. Во времена моего детства
очень часто горел битумсланцевый завод, что находился в
конце Тимофеевской улицы. На нём из озёрного сапропеля
готовила лекарственные вещества и хим. реактивы.
Осташам есть чем гордиться, город выстоял в лихолетья,
живёт и здравствует, хотя пожары его и сейчас не минуют.
КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД
В 20-30-х годах город строился за счёт своего
кирпичного завода. О существовании этого завода нам
напоминает труба, стоящая за городом. Завод давал кирпич
высокого качества, красный мягкий без опоки. Работал завод
20 лет. Запасы глины истощились, подвозить её с дубка и
других мест очень невыгодно - кирпич дорожает.
В 1942 году трубу хотели взорвать, так как она
была хорошим ориентиром для немецкой авиации при
бомбометании по ж/д коммуникациям. Рядом с трубой
проходила от озера до станции и водозаборная труба, которая
обеспечивала водой ж/д узел. Уничтожение водозабора привело
бы станцию в полную негодность, а это была бы победа для
немцев. К счастью, и та и другая трубы остались целы. Они
ещё долго могут служить жителям города.
После войны в 1945 году завод решили не
восстанавливать, трубу не разрушать, она пригодится в
будущем, при расширении города, как готовое сооружение. Вот
она и стоит у автотрассы по сей день и ждёт своей участи.
О ТОПЛИВЕ
Город отапливался только дровами, а кожзавод торфом,
куда была с торфболота проложена железная дорога. Поэтому,
если крестьянин собирался в город, то он вёз в город кроме
продуктов питания ещё и воз—другой дров. Товар это был
ходовой. Организации возили дрова на деревянных баржах через
водную пристань и гортоп. Жители города и сами на лодках, а
зимой на санках возили дрова. Когда по утрам или вечерам
затоплялись печи в домах, над городом стоял особый аромат
дыма берёзовых дров, особенно зимой. Профессии печника и
трубочиста тогда были в почёте.
Кожзавод употреблял торф для получения тепла и пара в
технологических процессах при обработке кож и для получения
электричества. Здесь была электростанция, которая работала
до войны, в войну и сейчас, давая электроток.
ГОРОД НЕВЕСТ
Осташков был городом невест. Женщины здесь были рослые
и красивые, хорошие хозяйки, рукодельницы. Но самым большим
несчастьем Осташковской молодёжи была болезнь — чахотка, от
которой молодёжь в раннем возрасте умирала, особенно
девушки. Умирали семьями. Говорили, что болезнь
наследственная. Думали, что это влияние дурного воздуха и
смрада, исходящего от болот, которые окружали город. В годы
советской власти болота осушили и стали производить ТМАУ и
топливо, и воздух изменился. Климат стал суше, и болезнь
отступила. На Селигер стали приезжать люди, для лечения
туберкулёза. Как сказал мудрец: «Чтобы стать счастливым,
надо хоть немножко побыть в несчастье». И люди от нас
уезжают счастливыми.
|